четверг, 19 октября 2017 г.


МБОУ  «Школа №10» Саров


                     Программа  интеллектуального клуба

 «Час познания»

Формирование способности к самообучению,саморазвитию 

через создание интеллектуального клуба.



                                                          Заведующая библиотекой
                                                                             МБОУ «Школа №10»
                                                                               Занькова Т.В.


 Введение.
«Структурный голод человека — это скука и тоска.
Неумение или нежелание структурировать
время приводит к острому эмоциональному
голоду и биологическому вырождению.
Основной принцип теории игр: любое общение
(по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей.
Коллективная интеллектуальная деятельность (игра)
есть явление из области социальной
динамики личности и в какой-то степени определяет судьбу человека.»
Эрик Берн

Интеллектуальные игры как исторически обусловленное общественное явление с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и воспитательный, развивающий. Игра обучала навыкам социального поведения, развивала многие социально-значимые навыки человека.
В более поздние времена многие отечественные  психологи и педагоги (А.П. Аникева, А.Н. Леонтьев, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин), выражая передовые идеи в области воспитания, в том числе, и интеллектуального, высоко оценивали интеллектуальные игры в качестве одного из действенных средств воспитания, разностороннего развития человека, укрепления его уверенности в себе и развития познавательных способностей. Они считали необходимым широко использовать интеллектуальные игры в системе обучения и воспитания.

Игра – неотъемлемый феномен культуры. Поэтому в наши дни становятся особенно актуальными слова Пьера де Кубертена, произнесенные им в начале 20 века: «Нынешнее общество не поднимется из руин, если молодое поколение не будет широко и всесторонне просвещенным. В распространении культуры я вижу гарантию всеобщего прочного прогресса». Современная система образования  должна обратиться к активному использованию игр в воспитании и обучении подрастающего поколения. Культура игровой деятельности, в том числе и интеллектуальной, должна стать сегодня предметом пристального интереса педагогов-практиков.

Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно-творческой  деятельности являются клубы интеллектуального развития. В МБОУ «Школа №10» таковым является  интеллектуальный клуб «Час познания» .
 Именно клубная форма работы позволяют последовательно и целенаправленно вести работу с эмоциональной сферой ребенка,  управлять познавательными процессами, интенсивно формировать практические навыки работы с все более возрастающим потоком информации.
Одним из наиболее важных психологических условий в развитии интеллектуальной культуры личности школьника является его эмоциональное благополучие, эмоциональный комфорт, сопровождающий процесс познания. От этого зависит  самооценка ребенка, его отношение к осваиваемым видам познавательной деятельности. Эмоциональное благополучие определяется также положительной оценкой окружающих. Детям важна также практическая значимость их деятельности.  Организация учащихся в клубе интеллектуальных игр дает, поэтому, ценный опыт социодействия, помогает процессу самопознания среди участников интеллектуальной игры.

Основная цель
Показать, что создание клуба выявляет  и развивает интеллектуальные, коммуникативные и организаторские способности подростков посредством включения их в интеллектуально-познавательную деятельность для активной социализации в обществе.
Задачи:
- обобщить и развить идею о том, что  деятельность клуба носит развивающий и воспитывающий характер.
- создать максимальные предпосылки для использования опыта работы клуба, путем систематизации методик, предоставления материалов в приложениях, а так же аргументов

В данной работе, при обобщении опыта представлены материалы о моделировании работы клуба, формы работы с учащимися, основные методики  организации и проведения интеллектуальных игр.
В приложениях подобраны наиболее интересные сценарии игр, разработанная нормативно-правовая база, материалы СМИ, касающиеся работы клуба.
 Новизна  и особенность данных материалов состоит именно в том, что обобщена и структурирована работа по развитию созданию клуба и развитию интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей через включение их как активных участников, так и организаторов всех интеллектуально-познавательных мероприятий, путем совместной деятельности взрослых и детей.
Актуальность  данной работы обусловлена анализом сложившейся ситуации в социуме, который позволил выявить следующие противоречия:
- развитие интеллекта ограничивается рамками школьной программы, а социальная действительность требует более широкого кругозора;
- между нереализованностью интеллектуального и творческого потенциала учащихся и стремлением к самореализации и самовыражению.

Основная часть.  Клуб, как оптимальная организационно-педагогическая форма

Проводятся игры на школьном уровне (приложение). Надо отметить, что принимают участие команды практически от всех  7-11классов  (количество параллелей изменяется, соответственно и меняется число участников.
Потребность создания клуба. Чем она обусловлена.
Употребляя  понятие «клуб», мы имеем в виду информационно - досуговое сообщество, особую организацию учебно-творческой деятельности, а также особый стиль   общения. Как известно,  английское слово «club» имеет ряд значений, среди них: «собираться вместе», «устраивать складчину», «клуб». Всё это характеризует педагогический профиль деятельности клуба.
У учащихся возникло желание встречаться помимо игр, помимо занятий кружка, получить уже совсем иной статус – Клуб и реализовать:
• потребность в общении;
• потребность в проявлении самостоятельности, самореализации;
• потребность в творчестве;
• потребность в разностороннем развитии;
• потребность в отдыхе;
• потребность в успехе, достижении, а также связанным с успехом удовольствием.
Клуб помогает повысить самостоятельность обучающихся. Наконец, он дает возможность обрести существенный рост в духовно- нравственном развитии обучающихся, так как расширяет сферу и опыт коллективной деятельности, укрепляет такое мощное средство педагогического влияния, как коллектив. Проводя диагностику среди учащихся было выявлено, что чувство коллективизма находится на очень высоком уровне.
При рефлексии, отвечая на вопрос «Что запомнилось и понравилось в игре?», большинство ребят отвечают  - «Работа в команде!», вкладывая в эти слова особый для себя смысл. Участие в играх и работа в клубе позволяет школьникам приобрести опыт публичных выступлений, ведения дискуссии, стратегического и тактического поведения в меняющихся условиях, самостоятельного поиска в достижении цели.
«Интеллектуальное взросление», при благоприятных условиях допускает перенос приобретённого опыта и в сферу социальных отношений. Это – основополагающая идея – принцип последовательного социального преобразования интеллектуального опыта ребёнка, приобретённого в клубе.
 В работе клуба также реализуются следующие принципы:
- принцип креативности – творческий характер всей деятельности клуба – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;
- принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности клуба (цели, задачи);
- принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в программах разного уровня;
- принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социо-культурной среде, не противоречащей природе ребёнка;
- принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно – образовательного пространства, координацию единых педагогических требований, и совместной деятельность педагогов; 
- принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри команды;
- принцип системности и дополнительности – требует рассматривать деятельность каждой ступени как взаимосвязанный, взаимодейственный элемент целостной системы центра развития. С другой стороны деятельность клуба должна рассматриваться как целесообразная и целенаправленная система учреждения.

Основные  формы работы

Основные  формы работы:
- индивидуальная
- групповая (психологические тренинги, подготовка к тематическим играм);    
 конечно, необходимы занятия и с объединенными группами, то есть фронтально, со всем коллективом.
 Оценка результатов:
• эффективность занятий в клубе определяется умением анализировать и объективно оценивать свою деятельность в коллективе, участия в соревнованиях с другими клубами;
• важнейшим критерием оценки качества обученности становится умение создавать «игровые вопросы» и участвовать в создании игр и их проведении;
• трансформация учебно-игрового опыта в социально значимые характеристики личности старшеклассников: умение оптимистично реагировать на трудности, быть настойчивым, самостоятельным, инициативным и др. 
Система работы клуба
1. Определен четкий состав членов Клуба.
Все члены Клуба были разбиты на лиги:
  • среднюю — ученики 7–8-х классов,
  • старшую — учащиеся 9–11-х классов.

2. Среди членов клуба проведен конкурс на лучшую эмблему. Выбранная Эмблема утверждается Президентским Советом.
3. Разработано и утверждено Положение об Интеллектуальном Клубе.
4. Разработаны четкие Правила проведения интеллектуальных игр
Участие школьников средних и старших классов в интеллектуальных играх имеет исключительное значение для более успешного освоения ими учебной программы, т.к. идет вторичное прохождение ими ведущего типа деятельности, предшествующей учебной, и совершенствуются лежащие в ее основе психологические механизмы.
Кроме того, что представители клуба помогают проводить и готовить предметные декады (приложение), в практику  школьных интеллектуальных игр была введена традиция проведения тематических игр (приложение).

— Совет Клуба обсуждает поступившие предложения и определяет тему очередной игры. Тема может быть одна или игра разбита на две части. Во втором случае обозначаются две темы, как правило, из разных областей (например, одна — по искусству, другая — из мира науки и техники).
 - утверждают перечень примерных вопросов брейн-ринга по определенным темам и указывают ориентировочные источники информации для подготовки команд. Определяются ведущие на игру.
- Определяется дата, время и место проведения игры, состав ее участников.


ПРАВИЛА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР
Все эти вопросы рассматриваются на занятиях с ребятами, при подготовке к играм, при анализе мероприятий.
Формирование команды
Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует
И.В.Гете
Основные принципы распределения игровых функций сформулированы Владимиром Яковлевичем Ворошиловым в книге «Феномен игры». Он выделил 5 функций.
1. Генератор идей - человек, способный в условиях дефицита времени выдавать энное количество новых, нестандартных идей для решения данной проблемы, данного вопроса.
2. Эрудит - человек, обладающий огромным запасом самых разнообразных знаний.
3. Диспетчер – тот, кто держит в своих руках все нити обсуждения, организует его и выбирает версию.
4. Мозговой резерв - человек, который до поры как бы выключен из обсуждения, абстрагирован от звучащей информации и потому способен создать глобально новый поворот, подход к обсуждаемому вопросу и резко повернуть ход размышлений.
5. Душа шестерки - игрок, который создает жизнерадостную, свободную, импровизационную атмосферу за столом.

Мотивация
Победа - не главное, но только она чего-то стоит.
Фабио Капелло

Разумеется, со временем фавориты меняются, одни суперкоманды уходят в историю, другие занимают их место. Но пройти путь от подножия до вершины пирамиды сейчас реально как минимум года за два, и то при очень удачном стечении обстоятельств (если, конечно, речь идет именно о неопытных игроках, а не о новой команде, составленной из "зубров"). Следовательно, начинающая команда должна иметь терпение, не стремиться добиться всего и сразу. Она должна ставить перед собой реальные цели, радоваться их достижению и не слишком огорчаться из-за неудач, которых поначалу не избежать. Но при этом надо верить в себя и понимать, что не боги горшки обжигают.
Железные правила

Все правила достойного поведения
давным-давно известны,
остановка за малым -
за умением ими пользоваться.
Блез Паскаль
Правил, которые в игре должны соблюдаться неукоснительно, и которые приняты - восемь.
1. Когда читается вопрос, надо внимательно слушать. Начинать обсуждение, пока не прозвучала команда "Время!", нельзя.
2. В команде хотя бы один человек должен конспектировать вопрос.
3. Форма вопроса обязательно должна быть зафиксирована.
4. Первая версия - самая ценная.
5. Нельзя всю минуту обсуждать одну версию.
6. Нельзя прекращать обсуждение, пока нет абсолютной уверенности в правильности придуманной версии.
7. Не следует во время игры оценивать вопросы.
8. После того как ответ сдан, о вопросе следует забыть.
Источники. Источником информации следует называть то, откуда можно черпать материал для вопросов и конкурсов. Добавлю – материал достоверный, то есть проверенный. Отсюда и источники делятся на недостоверные и достоверные, причём последних значительно меньше. Однако мы-то с вами хотим знать правду, только правду и ничего, кроме правды.
Итак, солидные источники: книги, выпущены издательством «Советская Энциклопедия» (начиная приблизительно с 90-го года, там содержится уже обновлённая информация). Проверенная информация содержится в энциклопедиях издательства «Аванта+», справочниках, серьёзных журналах.
Ненадёжные: периодическая печать, особенно «жёлтая пресса», телевидение, так, в ответе обязательна ссылка на авторство и комментарии
Ведущий. Всегда являлся самым главным действующим лицом всего мероприятия. Должен быть эрудирован в не меньшей степени, чем игроки, чтобы разъяснять возникаю­щие по ходу игры вопросы. В Клубе часто шутят, что ведущий - вообще самый умный среди присутствующих, поскольку у него есть лист с ответами. Ведущий должен обладать чёткой дикцией и достаточно громким голосом, чтобы «наполнять звуком аудиторию» - его должны слышать в любом конце зала. Он же должен тонко чувствовать силы (интеллектуальные) всех команд-соперниц, дабы ввести в игру некую интригу, чтобы до последнего прозвучавшего вопроса сохранялась загадка – а кто же выиграет. И главное требование - лояльное отношение ко всем командам. Словом, профессиональный ведущий – 50% (а то и больше) успеха мероприятия.
Жюри. В него обычно входят два-три человека, в чьи обязанности входит проверка сданных вариантов ответов, подсчитывание баллов и наблюдение за ходом игры. Рекомендуется дважды просматривать сданные варианты ответов, чтобы не допустить обиды команды, чей правильный ответ по чистой случайности не засчитали.
В обязанности жюри также входит разрешение спорных вопросов, возникающих по ходу игры. Важно: споры разрешаются только в промежутке между вопросами или играми.
Во время игры ребята либо сами сдают листы с ответами, либо жюри помогают помощники (можно называть их секундантами или ассистентами), которые попутно следят за подсказками из зала.


Комментариев нет:

Отправить комментарий